Новый терапевтический подход позволил победить болезнь Вольмана
Ученые описали первый случай комплексной терапии, после которой уровень дефицитного фермента полностью восстановился.
Первый случай раннего лечения болезни Вольмана с применением высоких доз ферментной заместительной терапии (ФЗТ), ритуксимаба и ранней трансплантацией гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК) описан в журнале The New England Journal of Medicine. Благодаря такому подходу у двухлетней пациентки полностью восстановился уровень лизосомной кислой липазы, при этом ребенку больше не требуется ферментная заместительная терапия.
Болезнь Вольмана — тяжелая младенческая форма дефицита лизосомной кислой липазы, орфанное заболевание, вызванное мутациями гена LIPA, кодирующего производство фермента лизосомной кислой липазы. При ее дефиците нарушается метаболизм жиров и происходит их накопление в лизосомах клеток. Патология поражает одного новорожденного из 40 000 — 300 000.
Болезнь Вольмана проявляется уже в первые дни жизни ребенка, вызывая сильную рвоту, диарею, потерю массы тела, патологическое увеличение печени. В дальнейшем заболевание поражает сосуды, нервную систему и надпочечники.
До недавнего времени болезнь оставалась неизлечимой. Ситуацию изменило появление в 2015 году ферментной заместительной терапии — себелипазы альфа, способной восстановить недостаток фермента. Препарат необходимо вводить в виде инфузий два раза в месяц на протяжении всей жизни. Но в некоторых случаях к нему вырабатываются антитела, и эффективность лечения снижается.
Ранняя диагностика и начало лечения болезни Вольмана принципиально меняют прогноз развития заболевания. При этом высокие дозы ФЗТ и введение иммунодепрессанта перед трансплантацией гемопоэтических стволовых клеток могут принципиально улучшить ход лечения. Об этом сообщили ученые из Нидерландов, которые диагностировали у ребенка болезнь Вольмана в неонатальный период на основании биопсии ворсин хориона и начали лечение с первых дней жизни.
Сразу после рождения младенец начал получать ферментную заместительную терапию в высоких дозах, в его рационе ограничили количество жиров, а в качестве профилактики образования лекарственных антител назначили иммунодепрессант — ритуксимаб на протяжении четырех недель на втором месяце жизни. После этого в 3,5 месяца ребенку провели трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток.
После ТГСК ребенку начали постепенно снижать дозировку ферментно-заместительного препарата и полностью прекратили его введение в возрасте 10 месяцев. Сейчас девочке 32 месяца, у нее хорошие биохимические показатели, нормальные темпы роста и активность фермента лизосомной кислой липазы. В ФЗТ ребенок не нуждается, но находится на диете с незначительным ограничением жиров.
Смотрите также: Вебинар «Дефицит лизосомной кислой липазы: портрет пациента, современные возможности диагностики и лечения»