15.11.2024 12:48

Обзор новостей науки: синдром Кушинга, мутация в гене MAN1B1, боковой амиотрофический склероз, синдром CLIPPERS

автор

Новое в диагностике и лечении редких заболеваний.


Предлагаем вашему вниманию подборку полезных материалов из международных научных журналов.

Синдром Кушинга связан с повышенным риском глаукомы

Пациенты с синдромом Кушинга (СК) подвержены более высокому риску развития глаукомы, чем здоровые люди. К такому выводу пришли израильские ученые. В течение 14 лет они наблюдали 609 пациентов с синдромом Кушинга (65% женщин, средний возраст — 48,1 года) и 3018 человек контрольной группы из общей популяции.

У пациентов с СК риск развития глаукомы был на 74% выше, чем у людей в контрольной группе. При этом заболевание у них дебютировало в среднем на 4 года раньше (в 62 года вместо 66 лет), а риск сохранялся независимо от статуса СК или степени повышения свободного кортизола в моче. Для предупреждения развития глаукомы пациентам с синдромом Кушинга регулярно рекомендуется проходить офтальмологические осмотры с контролем внутриглазного давления, подчеркивают авторы работы.

Ибупрофен может помочь детям с мутациями в гене MAN1B1

Ген MAN1B1 кодирует фермент альфа-1,2-маннозидазу, патологические мутации в нем могут приводить к нарушениям интеллектуального и двигательного развития. Заболевание носит название «Врожденное нарушение гликозилирования MAN1B1-CDG», эффективной терапии для него пока не найдено.

Команда американских ученых создала плодовых мушек, в глазах которых присутствовал мутантный ген MAN1B1. После этого исследователи протестировали на полученной модели порядка 1500 существующих лекарственных препаратов.

Наличие генетического дефекта изменило форму и размеры глаз плодовых мушек. Вернуть их к норме позволил нестероидный противовоспалительный препарат — ибупрофен за счет подавления воспалительной активности фермента COX. Итоги эксперимента оказались обнадеживающими, после этого ученые назначили ибупрофен в минимальной дозировке трем детям с мутациями MAN1B1. О результатах они планируют сообщить позже.

Рисдиплам может помочь на ранней стадии бокового амиотрофического склероза

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего определили ключевой путь, который запускает нейродегенерацию на ранних стадиях бокового амиотрофического склероза (БАС). Ранее стало известно, что дегенерация нейронов начинается тогда, когда белок TDP-43 выходит за пределы ядра нейронов и накапливается в цитоплазме. Причиной этого может стать другой белок — СHMP7, который наоборот из цитоплазмы переходит в ядро и запускает каскад реакций. Чтобы найти причину этого явления, ученые изучили еще 55 белков. Подавление выработки некоторых из них привело к повышению уровня CHMP7 в ядре.

Дальнейшие эксперименты, которые проводились с использованием стволовых клеток, полученных от людей с БАС, показали, что подавление активности белка SmD1 привело к максимальному увеличению концентрации СHMP7 в ядре. Когда ученые усилили экспрессию SmD1 в клетках, локализация СHMP7 в цитоплазме восстановилась.

Белок SmD1 является частью мультипротеинового комплекса SMN, дисфункция которого связана с развитием спинальной мышечной атрофии. Соответственно, потенциальным лекарством против БАС может стать рисдиплам. Использование этого препарата на самой ранней стадии развития заболевания может обратить его вспять.

Читайте также: Появились новые данные о безопасности и переносимости фасудила при боковом амиотрофическом склерозе

Безопасность и эффективность мемантина и тразодона при болезни двигательных нейронов

В журнале The Lancet опубликованы данные клинического исследования, которое проводилось в 20 медицинских центрах Великобритании с 27 февраля 2020 года по 24 июля 2023 года. Его участниками стали 554 человека с боковым амиотрофическим склерозом, первичным боковым склерозом и прогрессирующей мышечной атрофией. Они были рандомизированы (1:1:1) для получения перорального тразодона 200 мг, перорального мемантина 20 мг или плацебо.

По итогам исследования стало известно, что оба препарата не оказали никакого влияния на скорость прогрессирования БАС и выживаемость пациентов. Проведение дальнейших исследований тразодона или мемантина при болезни двигательных нейронов в текущих дозировках не планируется.

Читайте также: Важен каждый вдох: как российские врачи совершенствуют паллиативную помощь

Тайна синдрома CLIPPERS

Иранские ученые опубликовали отчет о клиническом случае синдрома CLIPPERS (chronic lymphocytic inflammation with pontine perivascular enhancement responsive to steroids) — редкого воспалительного заболевания центральной нервной системы с неизвестным патогенезом. У 51-летней пациентки наблюдалось головокружение, атаксия походки и астения нижних конечностей, сопровождавшиеся нарушением согласованности движений во время ходьбы, параличом шестого нерва и грубым горизонтальным нистагмом. По клиническим признакам и рентгенологическим исследованиям у нее диагностировали синдром CLIPPERS.

Лечение глюкокортикоидами привело к значительному клиническому улучшению, и женщина была выписана с поддерживающей дозой преднизолона. В течение четырех лет наблюдения она продолжала принимать кортикостероиды в минимальной дозировке, симптомы заболевания отсутствовали.

Синдром CLIPPERS — относительно редкое заболевание, но при этом оно хорошо поддается лечению стероидными препаратами. Это подчеркивает важность его ранней диагностики для предотвращения необратимых нарушений.

похожие статьи

Остановить БАС: новый препарат вернул движение и дыхание пациентам с редкой формой болезни

Нанотерапия с сахаром: новый путь к замедлению БАС

Первому человеку с БАС установили нейроимплант для общения

Полностью парализованный человек начал печатать с помощью силы мысли.

Обзор новостей науки: БАС, синдром Барде-Бидля, болезнь Вильсона, гемофилия В, миастения гравис

На грани закрытия: фонду «Живи сейчас» нужна финансовая поддержка

Без участия общества и бизнеса системная помощь людям с БАС может прекратиться.

Обзор новостей науки: гомоцистинурия, синдром короткой кишки, боковой амиотрофический склероз, синдром Марфана

Медсестра-анестезист Анна Козлова: «БАС может прогрессировать быстро, поэтому надо идти на шаг впереди болезни»

Создан речевой нейропротез, генерирующий речь на основе мысли